«гонка на вымирание»

21 февраля, 2017

есть один замечательный и удивительный до мурашек и даже слёз документальный фильм, о котором я так давно обещала и мечтала всем вам рассказать.

у этого фильма довольно красноречивое название «Racing Extinction» — «Гонка на вымирание». как вы можете догадаться, он затрагивает острую проблематику современного общества и уже не столь отдалённого, отнюдь не радужного будущего, виной которому человеческий эгоизм.

это один из самых невероятных фильмов из всех, что я смотрела за свою жизнь. это далеко не документальный и нашумевший фильм «Earthlings» — «Земляне», здесь нет такой явной, то есть бросающейся в глаза жестокости и рек крови, нет. но совсем без некоторых сцен варварства тоже не обошлось, конечно. без этого никак, ведь это часть нашей с вами жизни, на которую нельзя просто взять и закрыть глаза, отрицая существование подобной бесчеловечности. но несмотря на это, я бы рекомендовала просмотр этой картины даже школьникам. а от 12 лет — вообще ввела бы просмотр как обязательное условие в процессе самообразования и воспитания осознанности.

режиссёр данной полнометражной документальной картины Луи Сайхойос (Louie Psihoyos) считается одним из лучших в своей категории фотографов в мире. его фотографии печатались в «National Geographic», «Fortune Magazine», «Time» и других мировых изданиях, также Луи Сайхойос является создателем множества документальных фильмов для «National Geographic» и сооснователем «Oceanic Preservation Society» — «Общества Защиты Океанов».

ранее этот исключительный человек получил премию «Оскар» в соответствующей категории за ещё один свой идеологически похожий документальный фильм под названием «The Cove» — «Бухта», рассказывающий о кровавых и безжалостных зверствах, происходящих и по сей день в узкой бухте Тайдзи (Япония) по отношению к вымирающим в геометрической прогрессии дельфинам и китам. как-нибудь я обязательно сделаю обзор и на этот фильм тоже, ведь не зря он собрал около 70 наград и признан лучшим в своей категории, открыв миллионам людей по всему миру глаза и показав, как именно дельфины и киты попадают в наши дельфинарии, океанариумы и на полки японских магазинов в качестве мяса.

Луи Сайхойос организовал невероятно масштабный проект, над которым трудились столь же невероятные люди, сколь и гениальные (не побоюсь этого слова). этот фильм заставляет задуматься, он необычайно мотивирует. каждый раз когда я его пересматриваю, у меня возрастает желание бороться за справедливость, за честность, за безопасность и экологию, за жизнь каждого живого существа и за жизнь планеты, на которой мы все живём. бороться с теми, кто живёт бездумно и алчно. бороться против системы, идти наперекор фальши и эгоцентризму. и я не представляю, можно ли вообще реагировать иначе на эту полнометражную документальную ленту при нынешнем положении вещей.

«каждый год естественным образом исчезает примерно 1 вид из миллиона. в ближайшие десятилетия из-за человечества вымирание видов пойдёт в тысячи раз быстрее», — говорит доктор Стюарт Пим (Sruart Pimm), американо-британский биолог и эколог-теоретик, специализирующийся в области научных исследований биоразнообразия и биологии сохранения.

«сложно с точностью сказать, сколько именно видов мы потеряем. через сотню лет мы можем лишиться до половины всех видов, обитающих на Земле», — рассказывает Майкл Новачек (Michael Novacek), старший вице-президент, проректор по науке и куратор отдела палеонтологии Американского музея естественной истории (American Museum of Natural History).

50 % всех живых видов всего лишь за 100 ближайших лет — вы только вообразите масштаб !

более 30 лет учёные изучают отдельные популяции животных с помощью записи издаваемых ими звуков в океанах, джунглях, лесах и других естественных средах обитания. эти результаты используются для оценки влияния индустриальных шумов на окружающую среду, отслеживания популяций животных и исследования общения животных друг с другом. пассивные системы акустического мониторинга записывают звуки непрерывно, что даёт на выходе терабайты данных. учёные часто неспособны обработать даже 1% этих данных — настолько необъятен пласт информации.

участники программы биоакустических исследований (BRP) из Лаборатории орнитологии Корнельского университета (Cornell Lab of Ornithology) анализируют огромное количество акустических данных с помощью MATLAB®, Parallel Computing Toolbox™ и MATLAB Distributed Computing Server™. проект финансируется за счет гранта Управления военно-морских исследований и Национальной океанографической партнёрской программы. во главе его стоят два ведущих исследователя из Корнелла — доктор Кристофер Кларк (Chris Clark), главный исследователь и глава BRP, и доктор Питер Дуган (Peter Dugan), ведущий специалист по обработке данных BRP.

биоакустическая лаборатория Корнельского университета (того самого, где преподаёт почётный профессор кафедры пищевой биохимии Колин Кэмпбелл, автор знаменитого на весь мир «Китайского исследования») располагает крупнейшим архивом звуков, издаваемых животными, здесь их собирают с тридцатых годов прошлого века. это своего рода музей, но вместо чучел птиц и приколотых булавками жуков есть — множество звуков от крупнейшего животного на планете до мельчайших насекомых.

«нам удаётся услышать всё больше голосов из разных уголков планеты : от северного ледовитого океана до непроходимых джунглей центральной Африки весь мир поёт ! щёлкает, шуршит, свистит и топает, но мы перестали прислушиваться», — говорит старший научный сотрудник доктор Кристофер Кларк.

когда показывали кадры из этой лаборатории, я была изумлена тем, что существуют такие места и такие люди, которые могут с неподдельным рвением рассказывать о вымирающих видах животных с глазами, полными боли и отчаяния.

иногда не нужна какая-то кровавая сцена, чтобы быть задетым за живое. для меня гораздо более душераздирающим моментом в этом фильме был рассказ о вымершей певчей птице Благородный Мохо с гавайских островов. они выбирали себе партнёра на всю жизнь. и в фильме показали уникальную аудиозапись, где последний самец этого вида одиноко поёт самке, которая никогда к нему не прилетит…

архив аудиозаписей биоакустической лаборатории Корнельского университета — это живой пример масштабного вымирания, происходящего прямо сейчас. и когда начинаешь задумываться о невообразимой масштабности и трагичности происходящего — становится не до скользких ухмылок равнодушия.

в фильме также говорится и о скрытом мире, который мы не замечаем — например, о китах, поющих на частоте ниже порога нашего восприятия. и показаны очень красивые кадры совместного плавания с голубым китом и с самым большим скатом в мире, летающим в воде словно птица — гигантским морским дьяволом, называемым также Манта (Manta Ray).

мы знаем, что за 4,6 миллиарда лет истории планеты было 5 великих вымираний.

«нелегко представить себе такой объём времени — 4,6 миллиарда лет истории Земли. но если представить её в виде 24 часов, где на этих часах будет человек ?.. за 5 секунд до полуночи. вот и всё. мы только появились в этом мире. <…> мы балансируем на грани, возможно уже слишком поздно, а может всё ещё только начинается», — говорит Луи Сайхойос.

часы тикают. глупо этого не замечать. мы вполне можем стать свидетелями 6 великого вымирания. и уже очень скоро.

«эпоха, в которую мы сейчас живём, называется антропоцен, время людей и их активности. именно человечество сейчас оставляет свой след для археологов будущего», — заявляет Кирк Джонсон (Kirk Johnson), учёный, автор, куратор и в настоящее время директор Смитсоновского национального музея естественной истории (Smithsonian National Museum of Natural History).

в фильме «Гонка на вымирание» освещается и такая проблема, как открытая торговля в Гонконге убитыми и запрещёнными животными, находящимися на грани исчезновения.

акулы — древнейшие создания, они старше динозавров и пережили 4 глобальных массовых вымирания, а сейчас их численность сокращена на 90 % ! в Китае есть магазины, где насчитывается не менее 20 000 плавников для продажи. и выглядит это не меньше чем безумие.

вообразите себе, каждый день в Китае убивают около 250 000 акул ради известного супа из акульих плавников. очень часто случается так, что плавники отрезают, а акул выбрасывают умирать обратно в океан. в фильме есть кадры одного такого момента.

не обошли стороной в фильме и острый вопрос изменения климата, контролируемого океанами. на данный момент химический состав океанов стремительно меняется.

«мы оборачиваем геологическое время вспять, и делаем это очень быстро», — утверждает Элизабет Колберт (Elizabeth Kolbert), журналист и автор книги «Шестое вымирание : неестественная история» («The Sixth Extinction : An Unnatural History»), за которую она получила пулитцеровскую премию в категории нехудожественной литературы.

меня очень тронула и восхитила прекрасная фраза доктора Бориса Ворма (Boris Worm), морского исследователя и эколога, доцента Университета Далхаузи, Канада : «крошечные капли воды из океана — это миниатюрные компоненты архитектуры мира <…> наша жизнь зависит от дыхания океанов. животные смогли появиться на суше лишь после того, как планктон произвёл достаточно кислорода, чтобы они могли жить».

за последние 50 лет мы, возможно, потеряли около 40 % планктона.

«у нас есть иллюзия, что в экологии главное значение имеет нечто большое, но если потерять нечто совсем маленькое — всё остальное рухнет. все мы связаны в единое целое, мы все объединены. стоит убрать что-то одно, например планктон — и вся цепь, вся сеть рассыпается», — говорит Луи Сайхойос.

предлагаю взглянуть на официальный видеоклип к одной из главных песен фильма «Racing Extinction» — «Manta Ray» в исполнении J. Ralph & Anohni (F.K.A. Antony), номинировавшейся на «Оскар» в категории «Лучшая песня». у этой песни очень трогательный текст и проникновенные музыкальные партии. а на протяжении всего видеоряда мы можем наблюдать причудливый и завораживающий мир планктона : 

«массовое вымирание происходит из-за изменения в окружающей среде и мы меняем эту среду, словно намеренно провоцируя возможные глобальные катастрофы. земля уже пережила 5 великих вымираний, они были вызваны разными причинами, но у всех была одна общая черта — всплеск содержания двуокиси углерода в атмосфере. и никогда раньше такого скачка его содержания как сейчас ещё не было», — заявляет доктор Джон Верон (J.E.N. «Charlie» Veron), бывший главный научный сотрудник Австралийского института морских наук, являющийся одним из крупнейших в мире научных авторитетов по кораллам и коралловым рифам. он открыл и описал более 20 процентов известных видов кораллов и крошечных беспозвоночных, которые образуют скелеты карбоната кальция и часто объединяются в гигантские общины. он произвел окончательные каталоги всех мировых кораллов.

а что вы знаете о двуокиси углерода ? от трети до половины углекислого газа из атмосферы растворяется в океане. знали ли вы об этом ?

«углекислый газ реагирует с водой с образованием угольной кислоты. год от года океаны становятся более кислыми», — говорит Синти Пикок (Synte Peacock), учёный в области метеорологии, климатологии, океанографии в Национальном центре атмосферных исследований (National Center for Atmospheric Research).

«если вы хотите узнать, что при этом происходит, положите ракушку в стакан уксуса. множество существ просто растворяются в созданном нами кислотном океане», — говорит доктор Стюарт Пим.

это катастрофично — с биохимической точки зрения флора и фауна растворяются во времени.

не менее катастрофичен и вопрос сельско-хозяйственных угодий, а также опасности метана.

метан — это побочный продукт переваривания травы и прочего корма у крупного рогатого скота. как парниковый газ он в 22 раза опаснее углекислого. 200 литров метана в день вырабатывается только от одной коровы. а на земле их полтора миллиарда. только представьте себе объём опасности, находящейся совсем рядом с нами. а ведь именно метан, покоившийся в глубинах вод Арктики миллионы лет, сейчас начинает оживать, а выбросы углекислого газа «нагревают» Арктику, высвобождая ещё больше метана, не говоря уже о взрывоопасности.

мы словно сидим с вами на пороховой бочке. и когда именно она взорвётся — пока неизвестно, но отчётливо ясно, что очень даже скоро при нынешней политике нефтегазовых добывающих компаний непоправимая цепочка событий запустится и обратного пути уже может совсем не быть. и это то, о чём стоит задумываться каждому, кто не только использует топливо, чтобы содержать свои машины, но в первую очередь всем тем, кто ест мясо и молочную продукцию. ведь данное потребление несёт более уничтожающий характер, нежели добыча той же нефти или газа.

«из исследования окаменелостей мы знаем, что даже древние изменения климата иногда происходили очень быстро — не за миллионы лет, а за 3 или 4 года. быстрее, чем вы расплатитесь с ипотекой, быстрее, чем ваши дети окончат колледж ! что если мировые температуры поднимутся на 6 градусов за 3 года ? это приведёт к массовому вымиранию видов в океане. когда океаны начнут вымирать, планета перестанет функционировать как прежде. и когда это произойдёт, жизнь повсюду прекратит своё существование. начнётся массовое вымирание», — утверждает Кирк Джонсон (Kirk Johnson).

«3/4 сельскохозяйственных земель используются для кормления скота. если учесть все расходы на расчистку пастбищ, кормления, транспорт — крупный рогатый скот выделяет больше парниковых газов, чем весь транспорт мира», — говорит Луи Сайхойос.

а если уж говорить о качестве воздуха, то следует подчеркнуть и значение скрытого мира углекислого газа. и с помощью Остина Ричардса (Austin Richards), старшего научного сотрудника компании «FLIR Systems» — одной из крупнейших по производству инфракрасных камер в мире, и камеры FLIR SC8300 удалось взглянуть на ситуацию иначе. в эту камеру устанавливаются специальные оптические фильтры CO2, которые можно менять. они работают по принципу термо-камеры, фиксирующей инфракрасные излучения, но специальные адаптеры показывают именно уровень углекислого газа. фильтры способны улавливать мельчайшие частицы — 3,5 микронов в ширину. существуют ещё и другие адаптеры, которые способны фиксировать наличие в воздухе диоксида серы или метана.

мы все с вами воспринимаем лишь маленькую часть электромагнитного спектра, и благодаря этому фильму у нас есть уникальная возможность увидеть «мир углекислого газа» и задуматься о том углеродном следе, который оставляет каждый из нас ежедневно на протяжении всей нашей жизни.

наверняка любой из вас уже давно знает, что земноводные животные под угрозой, не так ли ? но осведомлены ли вы, насколько серьёзна ситуация ?

«я слышал, что до половины всех видов лягушек могут исчезнуть в ближайшие 20 лет. в мире 7 000 видов земноводных, и все они под угрозой. я 20 лет делаю снимки всех видов, обитающих лишь в неволе. это отчаянная попытка заставить людей задуматься <…> зачастую, мои снимки единственное упоминание об этих животных перед их вымиранием, это всё — это их единственный шанс. я очень надеюсь, что проект «Фотоковчег» это не просто архив утраченного, а наоборот — шанс заинтересовать людей, возможность взглянуть этим животным в глаза и влюбиться в них», — рассказывает фотограф и создатель удивительного и проникающего в самое сердце проекта «Фотоковчег» («Photo Ark») Джоэл Сартор (Joel Sartore), использующий фотографию «как оружие в мире зрительных образов».

жабры величественных и грациозно парящих в воде скатов Манта используются в китайской народной медицине для лечения и профилактики множества заболеваний. в огромном количестве их истребляют по этой же причине и в крохотной деревушке на берегу Индонезии.

«через 200 лет люди обернутся назад, на наше время, и спросят себя — как люди в то время могли позволить этим поразительным созданиям исчезнуть. но мои усилия или усилия любого другого человека по спасению подобных диких уголков будут напрасными, если не учить людей любить природу сильнее, чем любим её мы сами. если мы потеряем надежду — надеяться будет не на что. в мире осталось ещё много такого, за что стоит бороться», —  Джейн Гудол (Jane Goodall - PhD, DBE) основатель Института имени Джейн Гудол, посланник мира Организации Объединенных Наций, приматолог, этолог и антрополог из Великобритании, дама-командор ордена Британской империи.

есть люди, которые помогают верить и надеяться на что-то лучшее. люди-активисты, волонтёры, талантливые и даже гениальные энтузиасты, которые готовы бороться до изнеможения за жизнь всего живого.

люди, которые, к примеру, отказываются от должностей финансового директора ради того, чтобы спасать вымирающих животных — как Шон Хейнричс (Shawn Heinrichs), получивший новостную и документальную премию «Эмма» в номинации «Выдающаяся операторская работа в документальных программах и программах крупной формы».

Шон Хейнричс кинооператор, фотограф, аквалангист и морской эколог, независимый режиссёр и основатель «Blue Sphere Media» —производственной компании, специализирующейся на фильмах о подводных путешествиях ради сохранения морских видов животных. он работал с ведущими кино- и журналистскими командами, включая CNN Андерсон Купер, Янна Артюса Бертрана, Дэна Разера, «National Geographic» и предоставлял проекты для многих из главных морских природоохранных организаций, включая «WildAid»«Shark Savers»«Conservation International»«The Nature Conservancy»«Pew Environment Group» объединившись с Джоном Уэллером (John Weller), вдвоём создал масштабные серии пленки для повышения осведомлённости и поддержки кампании по сохранению морской среды. и в партнерстве с Джимом Абернети (Jim Abernethy) дуэтом создаёт фильмы об акулах и других харизматичных обитателях морской флоры и фауны, а также нашей связи с этими великолепными существами.

Шон работал под прикрытием, чтобы разоблачать истории в некоторых из самых отдалённых и труднодоступных мест планеты, а его следственные кадры и изображения были использованы в качестве документальных фильмов, чтобы сотни миллионов людей смогли открыть глаза на правду. в своём стремлении распространить слово Шон опубликовал множество научных статей. основные направления, на которых концентрирует своё внимание Шон, включают прекращение глобальной бойни акул, защита скатов Манта и Мобула (семейство орляковых скатов отряда хвостоколообразных надотряда скатов, также называемых «Рогачи») и создание морских охраняемых районов.

Шон является одним из ключевых членов команды, которая занимается созданием морских охраняемых районов в Раджа Ампат, сердце Кораллового треугольника. последние победы в Раджа Ампат, Гавайи, Багамы, Сайпан и Гуам свидетельствуют о важности его деятельности. Шон является членом Международного совета «WildAid», на совете «Shark Savers» является заместителем директора «Manta Trust» и ассоциированным членом Международной лиги по сохранению фотографов (iLCP).

в фильме Шон будет довольно часто фигурировать и рассказывать удивительные истории, а также осуществлять съёмки скрытой камерой во время весьма рискованных мероприятий.

и самая по-хорошему захватывающая часть фильма связана с уникальной коллаборацией — анимированное световое шоу «illUmiNations : Protecting Our Planet» и более фееричное «Projecting Change : The Empire State Building» представило «ноев ковчег» исчезающих животных и стало плодом четырехлетней борьбы Луи Сайхойоса за природу нашей планеты. он использовал фотографии своих коллег из «National Geographic» для производства циклически проецируемых изображений вымирающих видов животных, планктона, тающих ледников и множество других восхитительных визуальных образов. мультимедийный проект призывал к действию всех людей, обративших на него своё внимание.

«мы называем проекционные видео-мэппинговые презентации такой величины «оружием массового обучения», — поведал Трэвис Трелкел, главный креативный директор и соучредитель продюсерской мультимедийной студии «Obscura Digital», — «у нас заняло четыре года, чтобы окончательно вдохнуть жизнь в экстраординарное видение Луи, но у нас было всего около трёх часов, чтобы рассказать его историю. таким образом, у нас не было второго шанса».

в качестве световых проекций в основном использовались работы фотографа «National Geographic» Джоэла Сартора. изображения проецировались сначала 20 сентября 2014 года на здание главной штаб-квартиры ООН — это был революционный призыв к борьбе с изменением климата под названием «illUmiNations : Protecting Our Planet» в связи Саммитом по вопросам об изменении климата, а годом позже проекции транслировались на южный фасад небоскрёба «Эмпайр-стейт-билдинг» начиная с 21.00 1 августа 2015 года, и носили уже несколько другое название — «Projecting Change : The Empire State Building».

на крыше здания площадью 114 х 56 метров на западной 31-й улице были установлены 40 проекторов мощностью 20 тысяч люмен. за вечер на фасаде небоскрёба «Эмпайр-стейт-билдинг» площадью примерно 115 на 57 метров было рассказано более 30 историй в картинках. восьмиминутный ролик показывал 160 видов животных и повторялся каждые 15 минут в течение почти четырёх часов.

организаторы акции потратили три года на то, чтобы получить у властей Нью-Йорка разрешение на её проведение. в целом шоу обошлось в $1 млн, который был выделен благотворительными фондами.

композитором коллаборации выступил Джошуа Ральф, а также использовались звуки из биоакустической лаборатории Корнельского университета.


кроме этого, режиссёр и автор проекта Луи Сайхойос провел масштабную экологическую акцию вместе с единомышленниками, посадив гонщицу-вегана в специально оборудованный электромобиль Tesla, который в режиме реального времени проецировал на жилые здания и выхлопные трубы выбросы углекислого газа в атмосферу.

этот мощный проект будоражат сознание и призван показать, чего может лишиться мир в случае исчезновения редких животных и к чему приведёт наше сверхпотребление и неосознанная жизнь, если продолжать халатно делать то, что мы привыкли делать.

«мы пытались создать нечто прекрасное, а не что-то такое, что шокировало бы людей. рассчитываем, что нашему примеру последуют и другие. это было бы великолепно», — поделился Трэвис Трелкел.

когда в одном из интервью Луи Сайхойосу задали вопрос, что должен сделать зритель после просмотра его фильма, то он содержательно ответил :

«во-первых, нужно начать с еды. если ты хочешь сделать что-то полезное для планеты — начни это делать три раза в день : на завтрак, обед и ужин. перестать уничтожать такое большое количество животных, прекратить употреблять их в пищу. сократить количество потребляемого топлива. однако, веган, который ездит на Хаммере, наносит меньше вреда, чем человек, который ест мясо и ездит на велосипеде <…> главный посыл фильма был в том, что нам необходимо найти новые способы проживания, не разрушая при этом природу, и не действовать за счет остальных видов жизни на Земле. самая большая причина нынешнего массового вымирания, которое мы наблюдаем, в том, что человечество распространяется, выталкивая животных из естественной среды обитания, освобождая её под пастбища домашних животных, которых мы выращиваем для собственного пропитания».

и если резюмировать, то вот основные доводы, для понимания истинной ситуации, и лаконичные советы, которым Луи Сайхойос рекомендует всегда следовать, чтобы улучшить положение вещей и попытаться спасти планету от гибели :

— весь мир поёт, но мы перестали слушать.

— в ближайшее 50 лет мы можем потерять 50 % всех животных на земле. если прекратить покупать товары из исчезающих видов, продавцы перестанут их делать.

— запретите товары из исчезающих видов.

— крупный скот производит больше парниковых газов, чем весь транспортный сектор. если каждый американец откажется от мяса и сыра хотя бы на 1 день в неделю в течение года, это будет равно отказу от 7 600 000 автомобилей. ешьте больше овощей !

— скачка содержания углекислого газа в атмосфере подобного современному ещё никогда не было.

— установка солнечных батарей в доме может сэкономить объём топлива, достаточный для того, чтобы объехать на автомобиле больше половины окружности земного шара в год. переходите на электричество - на солнечную энергию.

— начните с чего-то одного.

— найдите что-то своё.

сайт проекта : http://racingextinction.com

и в заключение, я привожу мудрые и жизнеутверждающие строки одной из песен официального саундтрека этого поразительного фильма, которые буквально мотивируют меня продолжать делать что-то значимое, важное и искреннее в моей жизни, распространять это и делиться этим, потому что только так правда сможет жить и только так мы можем что-то менять :

«together we can, take my hand, take my hand.
now I won't stand around the dark.
together we can light our candles and stand
for those who came before man.
now I won't stand around the dark.

better to light one candle than curse the darkness,
than curse the darkness»

и наконец - вот полноценная версия самого фильма «Racing Extinction» :

© анна белоконова 🌿

pictures with the air © 2017. all photos, recipes and texts are copyrighted
unless otherwise stated. all rights reserved.
design by sergey silvertone and anna belokonova.